?

Log in

No account? Create an account

hobby_vip


Хобби, история и иное интересное


Previous Entry Share Next Entry
Золото и золотой век аланов
Основной
pantv wrote in hobby_vip
Недавно посмотрела фильм "Путь на Запад" (документальный) об аланах и их потомках - осетинах. Снят увлекательно, посвящен европейскому периоду истории алан, советую посмотреть)) На Европу в свое время произвело большое впечатление военное искусство аланских всадников, как и их лошади, по сравнению с которыми римские выглядели как пони) Блестящая военная культура алан повлияла на становление нравственного кодекса европейского рыцарства. Сравнивать легенды о короле Артуре и Нартский эпос пришло в голову ученым из разных стран мира)  Или культ меча) А версия, что имя Артур происходит от Артхурон (Огонь, сын Солнца), не менее убедительна, чем все прочие. Ну и, конечно, немного об аланском золоте, которое периодически экспонируется на различных выставках)

Путь на Запад



Как и следует ожидать, все лучшее аланы создавали для коней.



Позолоченный конский начельник, изображавший женщину с волосами, убранными в косу. Глаза скульптурки сделаны из стекла бирюзового цвета. Женщина протягивала зрителю чашу с прозрачным напитком, который изображала капелька стекла в сосуде.


В музее истории Востока проходила выставка "Аланский всадник", на ней экспонировались экспонаты конца XI - начала XII веков из Змейского катакомбного могильника. В погребении находилось три костяка: два мужских и один женский. Одного из мужчин сопровождали в загробный мир копье, колчан со стрелами, детали конской сбруи и стеклянный сосуд. На боку женщины в богатой, расшитой позолоченными бляшками одежде, находились нож в деревянных ножнах и косметический набор - признак высокого социального статуса.




Но наиболее богатым было третье мужское захоронение. У головы погребенного стоял бронзовый позолоченный конский начельник в виде женщины. Подобные начельники украшали головы лошадей хазарских и аланских военачальников. Они служили подставками для султана, еще одного знака отличия, по которому можно было узнать командира. У стены лежало покрытое тканью деревянное седло, украшенное позолоченными бляхами с изображениями львов и птиц, держащих в клюве ветви с ягодами. Сохранилась попона седла, инкрустация двух павлинов, изображение сенмурва на кожаной сумочке.



Но самой потрясающей находкой была лежавшая на плече древнего воина сабля. Ее рукоять и ножны были украшены позолоченными серебряными накладками с растительным орнаментом, в перекрестье было вставлено красное стекло, имитирующее то ли гранат, то ли каплю крови. Совершенно очевидно, что такое оружие могло быть изготовлено только для человека самого высокого ранга. Есть даже предпложние, что она является практически двойником "сабли Карла Великого" - церемониальной реликвии австро-венгерских императоров.











В статье vladimirdar нашла много отличных фотографий, сделанных на выставке Золото сарматов в Анапе, где выставлялись некоторые из экспонатов Аланского всадника здесь, позволю себе вольность утащить несколько бус)) Чтобы понятно было, в чем простой народ ходил. Действительно, многие исследователи утверждают, что сарматские и аланские памятники  - это почти одно и то же, а аланы это один из сарматских народов.



Бусы и амулет из эстрагала волка. Среднесарматское время. Стекло, янтарь, сердолик, мел, гагат, коралл, пирит, египетский фаянс, кость. I - II в. н.э.





Кобанская культура. Национальный музей Южой Осетии




Амулеты и зеркала VII-VIII вв, 1, 2, 22, 23, 24 - Мокрая балка 1, катакомба 15, 3 - Мокрая балка 1, катакомба 47, 4, 5, 7 - Мокрая балка 2, катакомба 1, 6,15 - Песчанка, катакомба 5, 8 - Мокрая балка 1, катакомба 49а, 9 - Песчанка, катакомба 2, 10, 29 - Мокрая балка 1, катакомба 21, 11- Мокрая балка 1, катакомба 68, 12, 13, 21, 26 - Мокрая балка 1, катакомба 113, 14 - Чми, катакомба 7, 16 - Таргу, катакомба 7, 17 - Мокрая балка 1, катакомба 1, 18 - Мокрая балка 2, катакомба 2, 19 - Мокрая Балка 1, катакомба 47, 20 - Мокрая балка 1, катакомба 52, 25 - Мокрая балка 1, катакомба 124, 27 - Клин Яр, катакомба 5, 28, 31 - Лермонтовская скала, 2, катакомба 12, 30 - Мокрая балка 1, катакомба 78, 32 - Лермонтовская скала 2, катакомба 18, 33 - Мокрая балка 1, катакомба 50.



Типы салтовских металлических амулетов. 1-3б 7-9б 9-13, 17, 22, 25-32 - ютановский могильник, 4-6, 14-16, 19, 21, 23 - Дмитриевский могильник, 18, 20, 24 - Нижнелубянский могильник.


Тлийский могильник на территории Ожной Осетии

Источники:
З.Х.Албегова, Палеосоциология аланской религии VII-IX вв (по материалам амулетов из катакомбных погребений Северного Кавказа и Среднего Дона), Российская археология, 2001, №2 здесь
Т.А.Габуев, Аланский всадник здесь


Источник: Золото и золотой век аланов